
11.09.2018 57
Зрительное утомление (астенопия) – состояние, знакомое каждому.
Астенопия (от греч. asthenes – слабый и opos – глаз) – быстро наступающая усталость глаз во время зрительной работы, особенно при малом расстоянии от глаза до объекта наблюдения. Основными проявлениями данного состояния являются: головная боль (как правило, в области лба), чувство усталости, резь и покраснение глаз, затруднение при фокусировке зрения на близких объектах, их двоение, пелена перед глазами и т.п.
В ситуациях, когда астенопия развивается у детей, это может приводить к трудностям при чтении, письме и обучении в целом, ухудшать внимание, отрицательно влиять на успеваемость в школе [1-3].
Одним из условий для появления астенопии, помимо высокой зрительной нагрузки и недостаточной освещённости рабочего места, являются неоткорректированные аномалии рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) или возрастные изменения зрения (пресбиопия). Это так называемая аккомодативная астенопия.
Другим частым условием развития зрительного утомления и связанных с этим симптомов является слабость внутренних прямых мышц глаза, сводящих глазные оси при работе на близком расстоянии. Это так называемая мышечная астенопия при недостаточности конвергенции. Интересен факт, что недостаточность конвергенции часто наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [1].
Диагноз астенопии устанавливает офтальмолог на основании характерных жалоб и специализированного обследования. Часто при этом выявляются дальнозоркость, близорукость или астигматизм, слабость мышечного аппарата глаза и/или слабость/недостаточность конвергенции.
Согласно исследованиям, распространённость астенопии среди детей достаточно велика: почти каждый пятый школьник страдает от её симптомов [2]. При этом, при отсутствии надлежащих лечебных и профилактических мероприятий, симптомы зрительного утомления склонны прогрессировать, а количество детей с астенопией возрастать [3].
Для предупреждения и устранения астенопии необходимы своевременная правильная коррекция аномалий рефракции, соблюдение норм гигиены зрения, тренировка глазодвигательных мышц при помощи специальных упражнений и тренажёров. При головных болях напряжения также показано остеопатическое лечение.
В качестве иллюстрации, ниже приведём пример ученика младших классов Д., обратившегося к нам в клинику в ноябре 2016 года с жалобами на головные боли, которые развивались в ответ на зрительную нагрузку в школе. Предварительно, районным офтальмологом у мальчика был выявлен смешанный астигматизм обоих глаз и астенопия. Острота зрения правого глаза составляла 0,6-0,7 и с астигматической коррекцией cyl +0,5D улучшалась лишь до 0,9; острота зрения левого глаза равнялась 0,9-1,0 без коррекции. Очки и медикаментозное лечение не назначались. На фоне остеопатического ведения (6 сеансов за 7 месяцев с ноября 2016 по апрель 2017) головные боли прошли и больше не беспокоят. Острота зрения каждого глаза составляет 1,0 и стабильна по настоящее время (август 2018). Успеваемость в школе отличная. «Поддерживающие» остеопатические сеансы с апреля 2017 года проводятся нами один раз в 3-4 месяца.
Искренне Ваш, Вохмяков Александр Владимироваич, остеопат.
Литература:
1. Cooper J, Jamal N. Convergence insufficiency – a major review. Optometry. 2012 Apr 30;83(4):137-58.
2. Vilela MA, Pellanda LC, Fassa AG, Castagno VD. Prevalence of asthenopia in children: a systematic review with meta-analysis. J Pediatr (Rio J). 2015 Jul-Aug;91(4):320-5.
3. Sterner B, Gellerstedt M, Sjöström A. Accommodation and the relationship to subjective symptoms with near work for young school children. Ophthalmic Physiol Opt. 2006 Mar;26(2):148-55.