
05.08.2018
Структура статьи:
- Введение.
- Виды дисграфии
- Причины дисграфии
- Диагностика
- Лечение дисграфии
- Профилактика дисграфии
В один прекрасный день открываете Вы тетрадь своего чада, а там… что это за безобразие? Однако не спешите ругать своего малыша, вполне возможно, что это отнюдь из-за нестарательности. Вполне возможно, что за прыгающими и неразборчивыми каракулями скрывается значимые логопедические нарушения. И чем быстрее мы распознаем их, тем эффективнее будет «работа над ошибками».
Нарушение процессов письма (дисграфия) проявляется в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении или неправильном разделении слов в предложении. То есть ребенок совершает нелогичные, повторяющиеся из раза в раз ошибки при письме, неверно ориентирует буквы в пространстве, не использует заглавные буквы и знаки препинания; пишет медленно и неровно.
Согласно недавно проведенным исследованиям, дисграфия встречается у 80% младших школьников и у 60% учащихся средних классов. Специалисты связывают это с уже имеющимися на момент поступления в школу логопедическими нарушениями. Процесс освоения письма обусловлен соединением всех видов устной речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая правильность и связности речи). Соотвественно и проявления дисграфии могут быть различными.
Различают следующие виды дисграфии:
1. Акустическая.
Причина - нарушение распознавания фонем. Не различаются близкие по звучанию гласные, например: «у» - «о» (голуби-голоби), мягкие и твердые согласные (клюква - клуква), щипящие и свистящие (машина - масина), звонкие и глухие согласные (диктант - диктанд). При этом сами звуки ребенок произносит правильно, и слух у него сохранен.
2. Оптическая.
Причина – несформированность зрительных и пространственных представлений. Дети добавляют или отнимают элементы букв (палочки, петельки, крючки), путают буквы, которые по-разному расположены в пространстве (в-д, т-ш), пишут буквы в зеркальном отражении.
3. Аграмматическая.
Причина - несовершенство устной речи. У детей возникают проблемы в образовании множественного числа (ухи, рукавы), уменьшительной формы существительных (козленки, гнездочки), приставочных глаголов (выглянул - заглянул), прилагательных (меховой - мехный), в согласовании различных частей речи (красивый чашка), в правильном использовании предложно-падежных конструкций (пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в нем). Последнее часто встречается в билингвальных (двуязычных) семьях.
4. Артикуляторно - акустическая.
Причина – нарушение звукопроизношения. Ребенок как говорит, так и пишет. Например, если он не выговаривает звуки «с», «з», «ц», то ничто не помешает ему написать вместо «забавный заяц» «сабавный саяс».
5. Дисграфия на фоне недоразвития языкового анализа и синтеза.
У данных детей сложно различаются понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст. При письме отмечается пропуски и перестановки букв, слогов, недописание или слитное написание слов, проблемы в оформлении границ предложения.
Причины дисграфии:
1. органические (перенесенные травмы и заболевания головного мозга, а так же особенности развития определенных зон мозга и др.)
2. функциональные.
Последние можно подразделить на обусловленные соматическими заболеваниями и психическими состояниями. Факторами риска здесь с одной стороны будут являться особенности течения перинатального периода (вредные привычки и болезни матери, наличие угрозы прерывания и токсикоза первой и второй половины беременности, стремительные или затяжные роды, обвитие пуповины, гипоксия плода и асфиксия новорожденного, родовой травматизм и многое другое), а с другой - особенности взаимодействия с малышом в постнатальном периоде развития (неправильная речь окружающих или ее отсутствие, двуязычие в семье, раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности ребенка, наличие переученного левшества, психологические трудности и конфликты в семье, сложности адаптации в детских коллективах и т.д.). Зачастую дисграфия сопровождается снижением работоспособности, отвлекаемостью, снижение памяти, внимания и гиперактивностью у детей. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.
К функциональным можно так же отнести и наличие тех или иных соматических дисфункций у ребенка. Соматические дисфункции, как мы уже упоминали ранее, это обратимые нарушения подвижности, кровоснабжения и иннервации тканей тела человека. Например, у ребенка была родовая травма шейного отдела позвоночника. Вследствие этого возникла асимметрия мышечного тонуса на уровне шейного отдела, напряжение фасций. На первом году жизни это могло проявляться асимметричной установкой головки малыша, повышенным беспокойством, а иногда и частыми срыгиваниями. А в ряде случаев, может и не быть значимых проявлений. Но малыш растет, из-за имеющихся дисфункций нарушается кровоснабжение структур головного мозга (напомним, что в костном канале, образованном шейными позвонками, проходит позвоночная артерия, которая принимает важное участие в кровоснабжении нервной системы). Это тянет за собой целую цепочку проявлений: нарушение созревания структур нервной системы, снижение внимания, нарушение мелкой моторики, замедление темпов формирования речи и тд.
Или другой пример, когда структуры, обеспечивающие иннервацию языка, глотки и тд. (подъязычный нерв, языкоглоточный нерв, лицевой нерв и др.) находятся в невыгодном для себя функциональном состоянии. Причины этого - изменение костных структур черепа, напряжение мышц, связок и тд. А следствие – нарушение формирования речи и дисграфия.
Диагностика.
Причина дисграфии у каждого конкретного ребенка своя. В обязательном порядке стоит показать ребенка логопеду, неврологу и остепату. А вот дальше, в зависимости от ситуации, может потребоваться обследование ребенка у офтальмолога, отоларинголога, психолога. Каждый из специалистов проведет диагностику в рамках оценки состояния всего организма, функционирования нервной системы, органов зрения, слуха, речевого аппарата, а так же выполнится анализ сформированности речи и письма.
В ряде случаем проводятся дополнительные инструментальные обследования. Наиболее часто при данной проблеме назначают: ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ или дуплексное сканирование), электроэнцефалограмму (ЭЭГ), рентгенографию шейного отдела позвоночника.
Лечение.
В каждом случае лечение индивидуально и будет зависеть от причин, повлекших за собой данное состояние. Совместная работа специалистов будет направлена на устранение, как причин заболеваний, так и на коррекцию вызванных ими дисфункций. Родителям стоит запастись терпением, потому как процесс формирования правильной речи и грамотного письма небыстрый, однако очень благодарный. Ведь одновременно с этим развивается и восприятие, и память, и мышление. А всем нам хочется видеть своих чад умненькими и здоровыми!
В последнее время часто делается акцент на сугубо медикаментозное лечение данных проблем. Однако, это не совсем корректно. Многолетний опыт показывает, что в данном случае применение немедикаментозных методов коррекции оказывается более эффективным. Это занятия с логопедом, логопедическая гимнастика, тренировка постановки руки, логопедический массаж, занятия с психологом.
К остеопатам очень часто обращаются с нарушением речи и письма. Результативность бывает разная: от "заговорил сразу после приема", до постепенного, шаг за шагом, становления и расширения речи. Как мы уже говорили, все будет зависеть от причин, которые могли вызвать нарушение формирования речи и письма.
Так же нужно помнить, что профилактика всегда лучше любого лечения. В качестве профилактики нарушений письменной речи мы порекомендуем довольно простые и эффективные мероприятия. И тут чем раньше начать их выполнять, тем больше шансов на то, что малыш порадует Вас как грамотной речью, так и красивым почерком. Это занятия и обучающие игры по развитию мелкой и крупной моторики, игры на внимание, упражнения на развитие мышления у малышей (составление пирамидок и кубиков, конструирование, нанизывание различных по форме, цвету и фактуре предметов на нитку, шнурование, рисование, игра на музыкальном инструменте, сортирование, нахождение различий, досказывание стихов и сказок, кукольный пальчиковый театр… и другие). Мы обязательно еще дадим более подробные видео-рекомендации на эту тему в ближайшее время.
Еще одна важная рекомендация - не перегружайте своего малыша, играйте с ним и получайте удовольствие от процесса.
А при необходимости Вам на помощь всегда придут опытные специалисты наших клиник (неврологи, психологи, логопеды, остеопаты), которые максимально бережно, грамотно и немного играючи, помогут преодолеть все трудности в этапах роста и развития вашего ребенка и порадуются вместе с вами его достижениям.
Будьте здоровы! Пишите красиво!
С заботой о Вас, специалисты семьи клиник «Институт остеопатии Мохова»:
Ненашкина Эльвира Николаевна, акушер-гинеколог, остеопат, врач ультразвуковой диагностики.
Белаш Владимир Олегович, к.м.н., невролог, остеопат, главный врач клиники.