
06.08.2018
В последние годы я стал отмечать определенную закономерность – в ноябре и декабре на приемы приходит довольно большое число первоклассников. Родители обращаются с разными проблемами. Мне почему-то «везет» на тики и энурез. Может сказывается исходное неврологическое образование. Причины такого явления – нарушение адаптации ребенка в школе.
В сентябре более 60 000 детей отправятся в первый класс в Санкт-Петербурге. Начало обучения в школе это не только новые знания, знакомства и впечатления. Это большая нагрузка и серьезный стресс для ребенка. Важно вовремя понять, все ли благополучно у чада, и не требуется ли дополнительная помощь.
Признаки успешной адаптации к школе.
Эмоциональный фон ребенка ровный, он спокоен, легко заводит новых друзей среди одноклассников, рассказывает о школе в позитивном ключе, спокойно относится к домашним заданиям и довольно легко их выполняет. Так же в первые две-три недели ребенок полностью подстраивается к новому режиму и школьным правилам, они не вызывают у него серьезных нареканий. Ребенок в целом воспринимает школу положительно, нет страхов по тому или иному поводу.
Признаки дезадаптации.
Ребенок негативно воспринимает школу и все, что с ней связано, появляются какие-то обиды, плаксивость. Он часто жалуется на школьные правила, учителей и одноклассников. Домашние задания расцениваются «как наказание» и выполняются с большим трудом, не редко, только при участии родителей. Ребенок крайне трудно адаптируется к новому распорядку дня, подъем утром вызывает агрессию и нежелание идти в школу. Часто такие дети с первых дней начинают испытывать определенные трудности в освоении школьной программы. Иногда признаком дезадаптации может являться агрессивное и асоциальное поведение ребенка в школе.
Очень часто родители сами усложняют жизнь ребенка тем, что:
- дают чрезмерную нагрузку.
Помимо школы записывают ребенка сразу на несколько кружков, в спортивные школы и тд. На эту тему в свое время даже был снят весьма поучительный сюжет киножурнала «Еролаш». Это не значит, что все надо отменить или запретить. Лучше оставить те кружки и секции, с которыми ребенок уже знаком и нагрузка там для него привычна. Если таковых не было, то выберите для начала всего одну. Начинать нужно с малого и если увеличивать нагрузку, то постепенно. И не забудьте поинтересоваться у самого ребенка, куда бы он хотел. Именно ребенок, а не папа или мама.
- меняют привычные уклады в семье.
Часто к первому классу родители готовят ребенку еще один «сюрприз». Раз ребенок пошел в школу, то теперь он взрослый и может что-то делать дома сам. Появляются дополнительные обязанности по дому. Это, несомненно, правильно, но повремените с такими нововведениями хотя бы пару месяцев.
Могу дать пять простых советов, как помочь ребенку в этой непростой для него ситуации. Ведь адаптация ребенка в школе в первую очередь зависит от родителей.
1. Не отпускайте школьную жизнь Вашего ребенка на самотек. Каждый день проявляйте интерес к тому, что нового и интересного произошло в его жизни. Родителям бывает очень полезно порой просто выслушать своего сына или дочь. При этом не стоит сводить весь свой интерес только к успехам в образовательном процессе. Есть вещи глобальные и более значимые.
2. В первые недели или даже месяцы важно помочь ребенку поверить в себя и свои возможности, силы. Чаще хвалите его ( и не только за успехи в учебе), поддерживайте в начинаниях. Покажите, что он приносит Вам радость, ведь это очень мощный стимул для детей.
3. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка, даже если у него что-то и не получается. Критика от близких и родных людей только усугубляет проблему. Вспомните себя, разве у Вас все всегда получалось с первого раза идеально?
4. Не стоит сравнивать своего ребенка с кем-то. Это очень пагубная и разрушительная привычка. Каждый ребенок уникален и успешен по-своему. Если и сравнивать, что только успехи Вашего ребенка с его предыдущими достижениями.
5. Детские проблемы не менее серьезные и значимые, чем взрослые. Не стоит их недооценивать. Не отмахивайтесь от ребенка, если он на что-то Вам жалуется или чем-то делится.
Ну и не забывайте про визит к остеопату. Как мастер настраивает музыкальный инструмент, чтобы он играл чище и глубже, так и остеопат «настраивает» тело, чтобы не было дополнительных нагрузок и энергозатрат. Мы проводим диагностику и устраняем нарушения подвижности, кровоснабжения тканей, помогаем выстроить оптимальную постуру тела. За счет этого значительно возрастает адаптационный резерв организма, а значит, риск дезадаптации снижается.
Пусть наши дети будут счастливы и здоровы! Удачи!
Автор : Белаш Владимир Олегович, к.м.н., невролог, остеопат, врач ультразвуковой диагностики.